Сбор труппы в самом небольшом оперном театре Москвы прошел по обыкновению...

Сбор труппы в самом небольшом оперном театре Москвы прошел по обыкновению чрезвычайно забавно. Хотя труппа серьезнее озабочена вопросцами строительства, ежели творческими дерзаниями, которые просто негде толком воплотить. Еще минимум несколько лет артистам предстоит обитать на "съемной квартире" на Новеньком Арбате, пока в их доме на Большой Никитской, 19 будут идти масштабные работы по реставрации и реконструкции.

Нужно признать, что в театре эти трудности бытия воспринимаются с неописуемым воодушевлением, - как говорится, во имя светлого грядущего. Возникновения строителей ожидали практически 5 лет. В 2002 году вышло распоряжение правительства Москвы, согласно которому усадьба Глебовых-Стрешневых, где живет "Геликон", обязана быть отреставрирована и достроена. В итоге и монумент культуры сохранят для потомков, и театр в конце концов получит возможность играться спектакли в пары залах. При этом основной зал будет принимать не двести зрителей, как ранее, а наиболее пятисот.

Годы ушли на разработку и согласование с чиновниками проекта и иной соответствующей документации. Столичный комитет по культуре ("Геликон" - театр городской) определил генподрядчика - известную компанию "СТД-Девелопментс", построившую Оперный центр Галины Вишневской, Театральный центр Мейерхольда, Центр СТД на Страстном и театр Александра Калягина "Et Сetera". Выделили экономные средства - стоимость вопросца полтора млрд рублей. И - свершилось. В театральном дворе возник 1-ый долгожданный бульдозер.

Хотя геликоновцы съехали в марте 2007 года, строители возникли существенно позднее. Но сейчас работы уже идут в три смены. Правда, постороннему наблюдающему они кажутся не очень интенсивными - долгие обеденные перерывы и перекуры активно практикуются трудящимися гастарбайтерами.

На данный момент театр проходит первую - зрительно деструктивную - фазу работ. Оголяются исторические стенки, а потолки зияют совсем прогнившими древесными перекрытиями. Чтоб представить, каким красивым будет "Геликон", нужно обладать незаурядным воображением. А запланировано создание реального театра-мечты.

Архитекторы "Моспроекта-4" разработали смелое и сразу тактичное решение в стесненных критериях исторической стройки: перекрыть этот двор и заглубить его на восемь метров. В образованном атриуме будет амфитеатром спускаться под землю зрительный зал. Сценическую коробку построят со стороны Калашного переулка, а бывшее крыльцо усадебного дома со столбиками-кубышками станет центральной ложей. Правда, от светопрозрачной крыши пришлось отрешиться по суждениям акустики и из-за ограничения по высоте, которая в стройке Никитской улицы не обязана превосходить 20 метров. Но звездное небо и плывущие облака можно будет воссоздать на звукоотражающих панелях, улучшающих акустику зала. За акустику - основной вопросец для оперного театра - отвечают проверенные почти всеми работами в Европе эстонские спецы. Сцену оснастят по крайнему слову театральной техники.

На данный момент нужно обеспечить устойчивость строения, укрепить стенки и потолки. Придется убрать все древесные перекрытия и заменить их на железобетонные. По проекту реставрации приведут в порядок балконы и колонны с лепниной. В старенькых стенках останутся входной вестибюль, одно из фойе, кассы и буфет. Прошлый основной зал, который тоже реставрируют, станет 2-ой камерной сценой.

В итоге работ, говоря казенным языком, нужная площадь театра возрастет в два раза. Все эти дорогостоящие чудеса должны быть реализованы к новогоднему праздничку 2011 года.

На наиблежайшее же время с традицией рекордов по числу премьер за сезон театру придется расстаться. Расклад на будущий сезон смотрится робко: всего одна репертуарная новость. Правда, эксклюзивно-экзотическая. Опера южноамериканского композитора Джея Риза "Распутин", глобальная премьера которой свершилась 17 сентября 1988 года в New York City Opera. Столичная презентация намечена на первую пятидневку октября.

В 2-ух актах оперы спрессованы яркие действия жизни Григория Распутина. Расследуя происшествия "дела Распутина", Риз обращается к мемуарам конкретных участников событий. Оперными персонажами стают Николай II, Александра Федоровна, князья Юсуповы и остальные настоящие исторические личности. Создатель (либретто композитора, российский текст Валентины Смирновой и Анны Булычёвой) апеллирует к фактам российской истории, к магическому учению "хлыстов"... И, кстати, приводит действия к неожиданной развязке!

В остальном же театр, пока идет реставрация, огромную часть времени проводит в гастролях. Уже, кажется, не осталась городка на карте мира, где не бывал бы "Геликон". Сходу после старта сезона театр покажет "Бориса Годунова" в Софии.

Основоположник и худрук "Геликон-Оперы" Дмитрий Бертман: "Нам необходимо здание не для того, чтоб сдавать его в аренду"

"Геликон" - уже издавна не камерный, но все еще, по не зависящим от него причинам, самый небольшой из оперных театров. Конкретно потому нам в Москве практически нечего демонстрировать. Поточнее - негде. Такие наши спектакли, как "Травиата", "Норма", "Милосердие Тита", "Похищение из сераля" либо "Набукко", на забугорных гастролях традиционно проходят на ура, а Москва их не лицезреет.

Чрезвычайно бы хотелось, чтоб строительный вопросец не затягивался, как это, к примеру, происходит на данный момент с реконструкцией Огромного театра. Но наше стройку взято под личный контроль мэром Юрием Лужковым, за что я ему чрезвычайно благодарен, и надеюсь, что все пройдет без эксцессов и задержек. Мы все эти годы работали вопреки. И сейчас ждем тех способностей, которые даст нам новое здание. Я против формулы, как будто истинное искусство рождается в лишениях.

Нам здание необходимо не для того, чтоб сдавать его в аренду. Планов у нас громадье. Грустно, ежели повторится извечная русская история: люди получают театры на склоне лет, когда у их уже просто нет сил творить...

Добавить комментарий