
Управляющий робототехнического центра инноваторского центра «Сколково» Альберт Ефимов уверен, что развитие робототехнической отрасли в России — дело стратегическое и требует сфокусированного внимания страны для денежной поддержки из бюджета, стимулирования личных инвестиций продвинутых бизнесменов и крупных индустриальных заказчиков. О относительно новейшей, но очень многообещающей отрасли эксперт поведал в своей статье.
Робототехника — одна из областей людской деятельности, которая, с одной стороны, является самостоятельной отраслью промышленного производства (создание ботов), а с другой — делает производительные силы для остальных отраслей (боты создают). Роботика-робототехника имеет значимые шансы стать последующей технологией общего назначения, имеющей то же значение для общества, что и транспорт, веб, электричество и другие подобные технологии.
Боты могут работать как на производстве, так и оказывая человеку разные полезные сервисы.
Человек с древних времен грезил о металлическом ассистенте, выполняющем принципиальные и опасные задачки.
Есть три социально-экономических фактора, определяющих ключевое место робототехники в развитии современной цивилизации. Людям в помощь Во-1-х, страны конкурируют меж собой в ускоряющейся гонке за увеличением производительности труда.
Исследователи отмечают, что низкая стоимость рабочей силы в Юго-Восточной Азии закончила быть единственным фактором, влияющим на выбор месторасположения производственных мощностей больших компаний.
Предприниматели поняли, что географическая близость к клиенту также быть может конкурентноспособным преимуществом — это обеспечивает наиболее гибкую реакцию на быстро меняющиеся предпочтения конечных потребителей. Для реализации такового достоинства нужно радикальное сокращение затрат — для этого и нужна роботизация и автоматизация новейших и существующих производственных мощностей: издержки на дорогостоящую рабочую силу в развитых странах компенсируются увеличением производительности труда за счет автоматизации.
К примеру, фабрика компании «Филипс» в Дании, использующая современные промышленные боты, имеет численность рабочих в 10 раз наименьшую, чем подобная фабрика в Китае. Любопытно, что увеличение капиталоемкости компаний за счет автоматизации и роботизации приводит к тому, что толика операционных издержек на персонал в общем обороте повсевременно понижается, повышая производительность труда.
Во-2-х, стремительное увеличение среднего возраста населения в развитых странах. Самый тривиальный пример этого явления — Япония (средний возраст мужчин — 46 лет).
Ситуация утежеляется тем, что, невзирая на повышение числа пенсионеров, число работников сферы общественного обслуживания сокращается. Тут приходят на помощь роботы-помощники: они могут делать не только лишь работы по дому, облегчая жизнь пожилым, да и разные патронажные функции, к примеру, переносить лежачего больного либо просто веселить пожилого человека.
Любопытно, что вопросец ботов и людей старшего поколения важен и для промышленного производства.
Большие западные и японские компании стремятся к продлению активного возраста работающего населения.
На одном из заводов Бмв трудятся лишь рабочие в возрасте 50 лет и старше. К 2020 году Бмв рассчитывает, что средний возраст работника на ее заводах будет составлять приблизительно 55 лет.
Это произойдет поэтому, что люди старшего поколения сумеют трудиться на производстве за счет высочайшей степени автоматизации и роботизации производства. К примеру, промышленные экзоскелеты могут посодействовать рабочим переносить детали либо прочно держать томные инструменты.
Наиболее активная жизнь пенсионеров в итоге приведет к уменьшению пенсионной перегрузки на юное поколение. В-3-х, создание безопасных производственных критерий.
Внедрение робототехники увеличивает сохранность труда, понижая риск вредных причин производства, последствий аварий и чрезвычайных ситуаций. Общественная аварийность также сокращается за счет исключения рутинных операций и снижения общей вялости работающих.
К примеру, автономные карьерные самосвалы, действующие без роли человека, могут работать в критериях, которые не соответствуют требованиям техники сохранности, предъявляемым к водителю-человеку.
Карты развития Влияние робототехники на жизнь общества в течение последующих 10 лет на данный момент трудно оценить, но чрезвычайно небезопасно недооценить.
По подсчетам аналитиков, за этот период совокупное влияние робототехники и автономного транспорта превзойдет $5 трлн на все остальные отрасли мировой экономики.
При всем этом сама глобальная ветвь робототехники будет составлять более чем $151 миллиардов уже через 5 лет.
Это приблизительно 4-кратный рост по сопоставлению с текущим рынком промышленной робототехники.
Сейчас в мире инсталлировано около 1,6 млн промышленных ботов и примерно в 10 раз меньше сервисных.
Способности, создаваемые будущим взрывным ростом отрасли робототехники, оценили власти экономически продвинутых стран.
К примеру, ЕС в июне 2014 года презентовал партнерскую програмку развития европейской робототехники SPARC. Общий размер инвестиций, направленных на инновации, исследования и разработки в этой области, составляет €2,8 миллиардов.
При всем этом приблизительно 25% финансирования составляют взносы стран — членов ЕС. Программа предугадывает создание более 240 тыс.
рабочих мест в области робототехники в Европе в течение 10 лет. Отечественная робототехника Для получения объективной картины текущего статуса развития русской робототехнической отрасли нужно ввести разделение на две составляющих: исследования и востребованность робототехники в нашей индустрии.
Научные и конструкторские разработки в России находятся в целом на мировом уровне, такая оценка видных забугорных профессионалов, с которыми мне довелось дискуссировать этот вопросец. Заслуги русской науки и техники были впечатляющими: по дальности передвижения на поверхности иной планетки южноамериканскому марсианскому марсоходу Opportunity (40 км) лишь в 2014 году удалось побить рекорд нашего Лунохода-2 (39 км). На текущий момент в Москве, Рязани, Санкт-Петербурге, Таганроге, Коврове, Магнитогорске, Томске, Владивостоке активно работают коллективы ученых-робототехников.
В целом это делает отличные предпосылки для сотворения в России робототехнической отрасли.
Правда, не все радужно.
Число публикаций о робототехнике создателями из Рф невелико — Наша родина имеет 555 публикаций в международных реферируемых журнальчиках по данным Scopus, тогда как США — 39? тыс. Практическое внедрение достижений отечественной робототехники в промышленности имеет очень ограниченный нрав.
Один из показателей — Наша родина находится на предпоследнем месте в рейтинге «плотности роботизации»: два бота на 10 тыс.
занятых в отрасли.
Мировой фаворит в этом рейтинге — Южная Корея — 437, среднее значение — 62. А в отрасли, где распространение промышленных ботов стало де-факто эталоном, — автопроме — фавориты (Корея, Япония) достигли значений около 1,5 бота на 10 трудящихся в отрасли!
Наше бедственное положение в роботизации соединено с тем, что эффективность, в том числе энергоэффективность и бережливость производства (главные предпосылки внедрения ботов в производство), не является главный движущей силой экономики.
Непременно, таковая ситуация — ровная стратегическая угроза и основание для беспокойства. Не имея своей робототехники, страна будет находиться в зависимости от забугорных роботостроителей, даже ежели реиндустриализация Рф начнет набирать обороты.
Но нет худа без добра — маленький уровень распространения ботов в нашей индустрии делает способности для русских робототехников.
Намечающаяся реиндустриализация, внедрение новейших промышленных технологий делают способности для сотворения российских ботов. Оценка заморочек Детализированный анализ проявляет целый клубок взаимосвязанных заморочек.
Посреди них — отсутствие ясной, взаимоувязанной программы, учитывающей интересы всех участников отрасли, а не лишь военно-промышленного комплекса.
Но главные точки роста — сервисная, индивидуальная, образовательная и медицинская робототехника остаются вне фокуса таковых программ.
Более принципиальна и творческая предпринимательская активность.
В наших университетах чрезвычайно маленький уровень предпринимательской активности. Число проектов, имеющих практическое, а не чисто исследовательское значение, невелико.
Для сопоставления: в отрасли ИТ в целом по стране — тыщи работающих маленьких и средних компаний, сделанных выходцами из вузов и успешно конкурирующих на мировом рынке (ветвь ИТ в России 2-ая по экспортному размеру после вооружений). Тогда как в области робототехники у нас активно работает только несколько 10-ов компаний.
Иная проблема — отсутствуют и междисциплинарные коллективы, создающие решения в области робототехники на международном уровне конкурентоспособности. Отдельной неувязкой является отсутствие образованного заказчика, готового к терпеливым, умным инвестициям в создание конкурентоспособных робототехнических комплексов промышленной, сервисной, индивидуальной, мед и образовательной робототехники.
Все наши робототехнические проекты, имеющие коммерческую направленность, появились не как ответ на нужды заказчика, а как решения, возникшие из проводимых исследований.
Наверняка, самое принципиальное посреди перечисленного — муниципальная поддержка бизнеса, желающего повысить эффективность и увеличить производительность труда средством роботизации. К примеру, программа развития робототехнической отрасли Франции предугадывает дотирование издержек компаний на роботизацию и автоматизацию.
В поисках решений Да, максимально маленький уровень роботизации русского производства делает способности для российских робототехников. Но это будет может быть лишь в случае значимого роста обычных отраслей русской индустрии, таковых как судостроение, авиастроение.
Будущая парадигма робототехники предполагает увеличение толики программного обеспечения в робототехнике: системы навигации, управления, человеко-машинные интерфейсы ?
— все это основано на имеющихся у отечественных разрабов заделах.
Конкретно этого — лучшего программного обеспечения и не хватает японским роботостроителям. Только разработка цельной, взаимоувязанной программы развития даст шанс отечественным разрабам удачно встроиться в глобальные цепочки в робототехнике.
Для формирования государственного плана робототехники нужно сформировать государственный совет по развитию отрасли робототехники.
Таковой совет должен существовать независимо от интересов определенного сектора отрасли (военного, промышленного либо коммерческого). Основной темой работы совета быть может актуализация научно-технических ценностей исследований и разработок в области роботехники в России.
Одной из главных заморочек экспертных сообществ Рф, в частности в робототехнике, является их замкнутость на собственных научно-технологических парадигмах.
Открытый, независящий совет по робототехнике поможет выработке принципиальных, но в то же время достижимых целей. А нам нужна принципиальная цель.
К примеру, проведение Всероссийского робототехнического конкурса гражданской робототехники, имеющего не наименьшее значение, чем проведение DARPA Grand Challenge, положившее начало бурному развитию автономных транспортных средств, либо DARPA Robotics Challenge, который еще не завершен.
При всем этом нужно, чтоб команды-участницы смогли получать как государственное, так и частное финансирование.
Иным весомым мероприятием могло бы стать роль пары русских команд в соревнованиях Cybathlon, проведение которых запланировано в Швейцарии в 2016 году.
Это было бы самым весомым шагом в стимулировании исследований для сотворения российских экзоскелетов, интеллектуальных протезов и нейроинтерфейсов. Концентрация денежных и интеллектуальных ресурсов имеет огромное значение для правильной приоритезации работ.
В августе 2014 года в Инновационном центре «Сколково» сотворен робототехнический центр, задачка которого — поиск и поддержка прорывных исследовательских проектов в области робототехники. Робоцентр — это не только лишь лаборатории и полигоны.
В нем создаются условия для акселерации команд-разработчиков, проведения конкурсов и мероприятий. В марте 2015 года в «Сколково» пройдет 3-я интернациональная конференция Skolkovo Robotics, в рамках которой будут дискуссироваться и проблемы становления отечественной робототехники.