
Ввиду того, что переговоры о присоединении к Глобальной торговой организации Наша родина вела наиболее 15 лет, наше законодательство, по мнению профессионалов, уже приведено в соответствие с правилами данной интернациональной организации. Почти все отечественные компании, готовясь к ратификации соглашений, также предприняли определенные шаги, направленные на улучшение собственной рекламной и сбытовой политики.
Ожидается, что конкурентнсть металлопроизводителей в новейших критериях непременно усилится, усилится и контроль за качеством продукции. Что непосредственно ожидает нашу металлургию и чего же ожидают русские металлургические компании от вступления в ВТО, изучил наш корреспондент.
Вправду, практика указывает, что присоединение стран к ВТО приводит к обострению конкуренции на внутреннем рынке. Это естественный итог либерализации торговли, а именно, понижения или полной отмены привезенных из других стран пошлин на местности новейшего члена организации.
Соответственно, режим поставок импортной продукции становится наиболее подходящим.
Полностью вероятна ситуация, когда конкурентнсть на внутреннем рынке после присоединения страны к ВТО настольно обострится, что отечественные производители, не успевшие приспособиться в новейших критериях, начнут испытывать достаточно суровые трудности. Ежели государству впору не принять меры их поддержки, у таковых компаний могут появиться суровые экономические трудности, вплоть до того, что они могут быть поставлены на грань выживания, как это бывало в неких странах.
В компании «Мечел», к примеру, считают, что уже издавна осуществляют деятельность практически по правилам ВТО. «После завершения процедуры ратификации соглашений системы ВТО для нас не будет потрясений, – уверена Анаит Смбатян, директор департамента правового обеспечения конкурентноспособной политики и защиты рынков.
– Можно утверждать, что в части правового регулирования никаких негативных последствий не наступит».
Отметим, что по условиям присоединения крупная часть привезенных из других стран пошлин на металлопродукцию будет снижена до 5%. В отношении ряда продуктов это произойдет конкретно с момента завершения ратификации, а в отношении маленький части – равномерно, в течение переходного периода.
«Снижение пошлин не приведет к неожиданному, непрогнозируемому росту импорта, так как на большая часть видов металлопродукции, производимой предприятиями компании «Мечел», действующие ставки привезенных из других стран пошлин уже составляют 5–10%. Только в отношении отдельных позиций ставки тарифов установлены на уровне 15%», – добавляет Смбатян.
Разумеется, что нынешние трудности отраслей, потребляющих продукцию горно-металлургической индустрии, отразятся и на состоянии крайней, что не может не тревожить металлургов.
В кризисной ситуации, как понятно, выигравших фактически не бывает.
Для того чтоб минимизировать последствия срабатывания принципа «домино», государству нужно вовремя решать меры, направленные на поддержку отраслей, испытывающих трудности, вызванные резкой либерализацией режима доступа импорта.
В частности, таковым инвентарем, применение которого предвидено правилами ВТО и законодательством Таможенного союза, являются особые защитные меры.
Они вводятся на период до 3-х лет, на время, нужное для адаптации отечественной отрасли к новеньким условиям конкуренции. Процесс введения таковых мер (в виде квот или завышенных ставок пошлин) состязательный, они вводятся по результатам особых защитных расследований.
В то же время, ежели в процессе подобного расследования будет подтверждено, что введение особых защитных мер нанесет большой вред потребителям соответственного продукта, этот механизм не устанавливается.
При принятии таковых решений очень принципиально соблюдать баланс интересов производителей и потребителей продукта!
Важной частью правил ВТО являются нормы и принципы, регулирующие проведение защитных расследований и введение особых защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
А именно, законодательство Таможенного союза, можно считать, уже «впитало в себя» эти правила. Например, в части технического регулирования законодательство РФ и Таможенного союза соответствуют основополагающим правилам ВТО.
Потому и тут, убеждены металлурги, каких-то суровых конфигураций правового регулирования не будет.
Приблизительно того же представления спецы придерживаются и в отношении таковых областей регулирования, как таможенное администрирование, лицензирование. Но можно ли ограничиться лишь разработкой нормативных документов?
В Комитете по промышленному развитию ТПП РФ, к слову, считают, что затянувшийся переговорный процесс по присоединению Русской Федерации к Глобальной торговой организации (ВТО) в крайние годы резко понизил энтузиазм бизнес-сообщества к условиям и требованиям, которые нужно выполнить до ратификации и в переходный период.
Это вызвано частично вялостью долголетних дискуссий на данную тему, также отсутствием инфы о списке обязанностей русской стороны по условиям присоединения к ВТО.
К компаниям металлургической отрасли, вероятнее всего, это не относится.
«Можно констатировать, что к вступлению в ВТО мы готовы.
Присоединение к данной организации предоставит нам целый ряд доп преимуществ в плане защиты и продвижения наших интересов на рынках третьих государств и в рамках многосторонней торговой системы в целом, – рассуждает Андрей Дейнеко, генеральный директор «УК Мечел-Сталь».
– Но нас беспокоят вероятные трудности у неких больших российских потребителей нашей продукции, которые с большой степенью вероятности у их возникнут после окончательного вступления в ВТО.
А русский рынок для нас остается максимально значимым… » Подобные опаски металлургов, наверняка, небезосновательны.
Пока Наша родина еще не является всеполноценным членом ВТО, русские производители и экспортеры воспринимаются почти всеми западными государствами в качестве чрезвычайно комфортного объекта введения дискриминационных торговых ограничений.
Они, что говорится, пользуются моментом, так как русские компании лишены доступа к интернациональным механизмам оспаривания таковых ограничений.
Но членство в ВТО, по идее, обязано поменять ситуацию.
И даже невзирая на то, что правом обращения в Орган по разрешению споров (ОРС) ВТО владеют лишь страны, но не физические либо юридические лица (компании), действующие в рамках ОРС ВТО механизмы разрешения экономических споров являются действенным средством оспаривания разных торговых ограничений. И даже сама возможность обращения в ОРС ВТО в определенной степени дисциплинирует членов ВТО от введения дискриминационных мер.
Важным в данной связи является также и то, что, действуя через отраслевые ассоциации и взаимодействуя с Минэкономразвития Рф (снова напомним, что в переговорах в рамках ВТО участвуют лишь государства-члены, а компании, ассоциации и остальные субъекты прямого доступа к ним не имеют), русские производители получают настоящие инструменты влияния на формирование правил интернациональной торговли. У российских компаний таковая возможность возникает в первый раз за всю историю существования многосторонней торговой системы, т. е. с 1948 года, когда ведущими государствами мира было заключено Генеральное соглашение по тарифам и торговле (тогда СССР по идеологическим суждениям отказался от роли в переговорах).
В компании «Северсталь» считают, что вступление Рф в ВТО, безусловно, принесет в стратегической перспективе положительные результаты для всей русской экономики вне зависимости от влияния на отдельные отрасли.
Что касается металлургии, эта ветвь, по мнению профессионалов русской компании, полностью конкурентоспособна как на внутреннем, так и на наружном рынке. Таковым образом, после вступления в ВТО перед металлургическими компаниями раскроются новейшие горизонты для развития.
К примеру, вступление Рф в ВТО приведет к прекращению квотирования экспорта металлопроката из РФ в ЕС. Это значит, что мы не будем ограничены в размерах поставок на один из принципиальных и комфортных исходя из убеждений логистики рынков.
Посреди доп преимуществ, которые мы получаем, – наиболее приклнное отношение в рамках всех торговых споров/пересмотров, инициированных против русских металлургов. Таковым образом, присоединение Рф к ВТО, как мы рассчитываем, даст доп инструменты по защите интересов русских производителей стали.
Общеизвестно, что на металлургию приходится наиболее половины утрат от имеющихся дискриминационных мер на рынках иностранных стран против русских товаропроизводителей. Присоединение к ВТО дозволит решать эти вопросцы цивилизованно, в рамках правил мировой торговли.
Основной экономист УК «Финам Менеджемент» Александр Осин считает, что вступление Рф в ВТО – неизбежное благо и по своим масштабам сопоставимо со вступлением в ООН. «Для российских компаний будут снижены пошлины – это тривиальный плюс, и это сразу существенное увеличение рентабельности предприятий».
Правда, по мнению профессионала, эти средства правительство у металлургических компаний заберет, чтоб дать их в «широкую экономику», так как у нас идут «налоговые маневры» – «деньги у богатых забирают, отдают бедным».
Потому те средства, которые металлурги заработают на вступлении в ВТО после понижения пошлин, пойдут на общее «благо».
«Вообще вступление в ВТО – это политический шаг во многом, – продолжает Осин.
– Наша родина и Китай будут создавать некоторую ось и оказывать влияние на эту компанию в целом, так что про металлургию можно даже не говорить – это само собой разумеющееся». Что касается экономических причин, аналитика считает, что все утраты уже были: за 20 лет у нас индустрия сократилась на 70%, иностранные компании мы пустили на рынок горнодобывающей промышленности и почти всех остальных.
Но в связи с сиим Наша родина получила технологии и инвестиции, что, непременно, больше плюс, чем минус.
Справка Глобальная торговая организация была сотворена по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, проходивших в течение 1986–1994 годов.
ВТО является первой в истории интернациональной организацией в области регулирования торговли. Правила ВТО представляют собственного рода «конституцию» мировой торговли.
Вопреки сложившемуся мнению, правила регулируют не только лишь внешнюю торговлю государств-членов, да и почти все вопросцы, обычно являющиеся частью внутренней компетенции стран.
Основополагающей целью системы ВТО является обеспечение недискриминационного доступа на рынки продуктов, услуг, создание равных критерий защиты интеллектуальной принадлежности, доступа инвестиций и почти все другое.
На самом деле, правила Глобальной торговой организации стоят на охране того, чтоб страны не воспринимали мер (терминология ВТО), которые могут привести к ущемлению прав и интересов членов организации. При этом совсем не принципиально, приводит ли таковая мера практически к любым неблагоприятным экономическим последствиям и потерям.
Ежели правительство применяет меру, не подобающую правилам ВТО, то вне зависимости от наступившего экономического эффекта она быть может оспорена в установленном ВТО порядке и должна быть отменена. Кстати На пленарном заседании III Бизнес-форума «Финансирование настоящего сектора экономики: механизмы гос поддержки», проходившего на прошлой недельке в Москве, ведущими профессионалами также была затронута тема вступления Рф в ВТО и различные варианты поддержки отечественной экономики государством.
По мнению Сергея Сторчака, заместителя министра денег Рф, в критериях глобализации всему нашему бизнесу приходится сталкиваться с общемировыми трендами: «Дискуссия, которая на данный момент развернулась в стране по поводу ратификации контракта о вступлении Рф в ВТО – приятный тому пример.
Нужно и полезно осознавать, какие процессы происходят в мировой экономике.
Вступая в ВТО, мы приводим в порядок наше таможенное законодательство в согласовании с международными требованиями». Невзирая на то что аналитики еще в конце прошедшего года нарисовали достаточно пессимистичную картину развития мировой и русской экономики в году текущем, почти все из их единодушны в том, что надежда на окончательное преодоление последствий мирового кризиса есть.
И связана она сначала с настоящим сектором экономики. Очевидно, о его стабилизации и устойчивом росте можно серьезно говорить только в контексте тесноватого взаимодействия с финансово-банковским сектором.
Глобальная торговая организация (World Trade Organization, WTO) Место расположения: Женева, Швейцария. Базирована: 1 января 1995 г. Членство: 155 государств (включая Российскую Федерацию), на долю которых в сумме приходится 95% мирового торгового оборота.
Бюджет: приблизительно $130 млн США.
Штат Секретариата: 500 служащих. Глава: генеральный директор Паскаль Лами (с 2005 г.). Цели и принципы: Глобальная торговая организация (ВТО) является преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические дела участников организации на базе пакета соглашений многосторонних торговых переговоров.
Эти документы являются правовым базисом современной интернациональной торговли. Функции: •?
контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов; •?
проведение многосторонних торговых переговоров меж заинтересованными странами-членами; •?разрешение торговых споров; •?
мониторинг государственной торговой политики стран-членов; •?техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО; •?
сотрудничество с международными спец организациями. Достоинства от членства в ВТО: •?
получение наиболее подходящих критерий доступа на мировые рынки продуктов и услуг на базе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами – членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики; •?устранение дискриминации в торговле методом доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту государственных интересов, в случае ежели они ущемляются партнерами; •?
возможность реализации собственных текущих и стратегических торгово-экономических интересов методом действенного роли в МТП при выработке новейших правил интернациональной торговли.