
Выстроила дорогу Группа СУАЛ, вложившая в ее возведение наиболее 70 млн долл. Магистраль соединяет наикрупнейшее в Европе Средне-Тиманское бокситовое месторождение с сетью стальных дорог страны. Последующим шагом станет стройку в республике алюминиево-глиноземного комплекса.
Собственная сырьевая база сделает его одним из самых действенных в мире.
О сотрудничестве властей региона и бизнеса глава республики Владимир ТОРЛОПОВ и управляющий Группы СУАЛ Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ поведали корреспонденту "Известий" Никите СМОЛЬЯНИНОВУ. Виктор ВЕКСЕЛЬБЕРГ, президент Группы СУАЛ: - Почему ваш холдинг так тесновато сотрудничает конкретно с Коми?
- Этот северный регион считается одним из самых многообещающих для промышленного развития. В Коми есть несколько главных критерий: богатейшие недра, большие местности, примечательные людские ресурсы.
Вообщем, говоря о нашем участии в развитии евро Севера страны, стоит отметить, что в этом мы не одиноки.
Такая сейчас общероссийская тенденция.
Мы активно развиваемся в Мурманской области, Карелии. - А в Коми ваша компания работает уже 5 лет.
Что поменялось за это время?
- Мы пришли в республику, чтоб укрепить свою сырьевую базу.
Это был смелый шаг.
Никто не решался взяться за освоение Средне-Тиманского месторождения в критериях северной тайги, бездорожья, отсутствия инфраструктуры... Но мы считали себя довольно сильными, для того чтоб все это начать.
Сейчас можно огласить, что мы совладали и - наиболее того - узрели тут такие перспективы, каких не ждали. Мы рассматриваем республику как стратегический регион.
Тут мы планируем начать собственный самый масштабный проект - стройку алюминиево-глиноземного комплекса. - Это очередной вызов для СУАЛа?
- На данный момент это самый принципиальный проект в Рф. Неподалеку от Средне-Тиманского месторождения будет построен завод по переработке бокситов, и это сделает эффективность производства глинозема и алюминия одной из самых больших в мире. Мы готовим технико-экономическое обоснование и предполагаем, что ориентировочная стоимость комплекса составит 2 миллиардов баксов.
Когда завод войдет в строй, он обеспечит развитие региона.
А для всей страны наш проект не только лишь станет показателем конфигурации вкладывательного климата, да и даст возможность всей стратегической отрасли - дюралевой - существенно укрепиться. - Ваша компания не так давно завершила стройку стальной дороги в район Средне-Тиманского месторождения.
Что вы чувствуете, став обладателем единственной в Рф личной стальной дороги? - После БАМа никто не брался за стройку стальных дорог, так огласить, "под ключ".
И в первый раз в послереволюционной Рф за таковой проект взялась личная компания. Все эти "в первый раз" делали множество сложностей.
Сначала это были большие и рискованные инвестиции. Но сейчас мы осознаем, что сделали принципиальное и необходимое дело.
- Стройку алюминиево-глиноземного комплекса не может не сказаться на местной природе. Что вы собираетесь делать для ее сохранения?
- Республика Коми известна бережным отношением к природе, и мы стараемся не нарушить эту неповторимую среду. При строительстве комплекса мы хотят применять самые современные технологии и выстроить, без преувеличения, завод грядущего - таковой же безопасный для неповторимых природных критерий Коми, какой стала наша стальная дорога.
- Иными словами, Группа СУАЛ решила серьезно закрепиться на европейском Севере страны?
- Мы пришли сюда серьезно и навечно, чтоб сделать эту часть Рф преуспевающим фабричным регионом. У нас есть для этого все: неповторимая сырьевая база, развивающаяся инфраструктура, поддержка региональных властей.
Крайнее в особенности принципиально. Ведь лишь очень сплотченно может реализоваться проект, так принципиальный как для компании, так и для всей страны.
Владимир ТОРЛОПОВ, Глава Республики Коми - Кем стала за 5 лет собственного присутствия в республике Группа СУАЛ: пришельцем, благодетелем, работником, налогоплательщиком? - Именовать пришельцем компанию, которая за это время вложила в республику в общей трудности наиболее 100 миллионов баксов, у меня язык не повернется.
Бескорыстным благодетелем, пожалуй, тоже. Приход СУАЛа, естественно, стал благом для Коми, но ведь компания совсем разумеется преследует и свою выгоду.
Так что она, быстрее, работник, обитатель республики, имеющий в ней все гражданские права и обязанности.
Конкретно работа, приносящая взаимную выгоду, и стала основой долгого сотрудничества.
- Вы желаете огласить, что можно говорить о длительных отношениях Группы СУАЛ и республики? - Напомню, что сотрудничество началось в 1997 году, когда совместными усилиями и при содействии правительства Свердловской области ОАО "СУАЛ" стало большим акционером ОАО "Боксит Тимана".
Тогда уже было ясно, что конкретно это предприятие будет продолжать освоение Средне-Тиманских бокситовых месторождений, которым Республика Коми вплотную занималась с 1993 года. "Боксит Тимана" выиграл конкурс на право разработки месторождения, были разработаны ТЭО и часть проектной документации, отобрана и испытана на Уральском дюралевом заводе большая - 12 тыщ тонн - промышленная партия руды.
В итоге был сотворен неповторимый объект, заинтересовавший стратегического инвестора - СУАЛ, который и взялся перевоплотить открытую геологами бокситоносную провинцию в основную рудно-сырьевую базу цветной металлургии.
- Вы не жалеете о выборе напарника?
- Я думаю, что республика в выборе не ошиблась.
Ну и СУАЛ сделал верный выбор, придя в Коми.
За 5 лет по временной схеме было добыто и поставлено на уральские фабрики 1,6 миллиона тонн тиманской руды.
С открытием первой в Рф после 1917 года личной стальной дороги от станции Чиньяворык до станции Тиман бокситы будут отгружаться уже со склада самого рудника.
Все это дозволит в ближнем будущем выйти на промышленные объемы добычи в объеме 1,5-2 миллиона тонн в год.
В ОАО "Боксит Тимана" сейчас работают наиболее 250 служащих, а стройку стальной дороги в период большей интенсивности давало работу наиболее чем 3500 человек. По данным на 1 июля этого года, за время строительства все участники уплатили в бюджеты различных уровней, в том числе республиканский и местные, 220 миллионов рублей налогов.
Еще 280 миллионов получили в виде зарплаты те, кто работал на стройке.
Естественно, не все идет совсем гладко.
Нам бы, например, хотелось, чтоб СУАЛ вносил побольше ресурсных платежей, активнее финансировал геологоразведочные работы и тем обеспечил бы будущее развитие Княжпогостского района. А наши чиновники, в свою очередь, наверняка, дают время от времени СУАЛу право критиковать их за необоснованно длительное принятие решений либо оформление разрешительной документации.
Но это - неизбежные разногласия деловых партнеров, которые в конечном итоге решают общую задачку. - В чем вы видите будущее сотрудничества СУАЛа и республики?
- Сейчас совместно с управлением компании мы работаем над проектом, воплощение которого существенно расширит ее присутствие в Коми. Дискуссируются вопросцы, связанные с предполагаемым строительством большого алюминиево-глиноземного комплекса, который даст новейший импульс развитию производительных сил и экономики республики в целом.
Совместно мы оцениваем и способности выхода на новейшие объекты минерального сырья.
А что вы думаете о этом?