
Наикрупнейшие страны мира преодолевают кризис по-разному. Пока США и Европа просто "накачивают" средствами банки и денежные рынки, Китай решил простимулировать собственный экономический рост изнутри. Полтриллиона баксов пойдет на стройку дорог, жилища и внедрение инноваторских технологий в индустрии.
На фоне этого Наша родина, как традиционно, оказалась меж Востоком и Западом.
Наше правительство и фондовый рынок с банками "накачивает", и жилище выкупать готово, и даже машиностроение с малым делом поддержит. Вот лишь дорог у нас как не было, так не будет...
"Известия" решили разобраться, как пробуют одолеть кризис близкие нам по духу страны БРИК - Бразилия, Индия и Китай. Китай не стал изобретать велик, а пользовался чужим опытом.
Подобно тому, как автоконструкторы из Поднебесной копируют иностранные машинки, китайские экономисты скопировали южноамериканскую модель выхода из Великой депрессии в конце 1930-х годов.
Тогда экономист Джон Кейнс уверил власть строить дороги.
Но на данный момент Америке это не поможет. А Китаю либо Рф - просто.
- Получив зарплату, бывшие безработные прирастят свои расходы, - раскрыл когда-то Кейнс формулу победы над кризисом. - Вырастет спрос.
Это, в свою очередь, повлечет общее оздоровление экономики.
Тогдашний президент США Франклин Рузвельт с фуррором употреблял предложения Кейнса.
Правительство начало строить дороги по всей стране, 10-ки тыщ компаний получили муниципальные заказы, а сотки тыщ людей - работу.
Но ежели этот метод так отлично себя зарекомендовал, то почему США опять его не употребляют?
Просто не могут - американцам уже нечего строить. Таковая же история и в Европе.
В развитых экономиках уже довольно красивых дорог, жилища в излишке, и ничего, не считая очевидной раздачи средств, банкам не остается. Другое дело - быстрорастущие экономики государств БРИК.
Нам еще строить и строить. Но давайте разберемся по порядку, что происходит в Бразилии, Индии и Китае.
Это тем паче любопытно, что экономики этих государств чрезвычайно похожи на нашу: мы все экспортируем много сырья и смогли накопить огромные золотовалютные резервы. Китай: все идет по плану Объявленный план спасения китайской экономики чрезвычайно немногим уступает южноамериканскому "700-миллиардному".
Объявленные $586 миллиардов - это приблизительно $444 на каждого обитателя Поднебесной - еще больше среднемесячной зарплаты! Средства предполагается распределить меж 10 програмками, посреди которых основными станут стройку авто и стальных дорог, возведение дешевого жилища, инвестиции в сельское хозяйство, внедрение на заводах современных технологий.
Заодно понизят налоги на малый и средний бизнес и отменят ограничения на выдачу кредитов коммерческими банками. Эх, нашему бы Минфину задуматься над крайними пт, вздохнут почти все русские бизнесмены, у каких создание начало падать еще до кризиса.
Сущность китайского плана проста: навести все силы на поддержку самых подходящих начинаний снутри страны.
Пока экономические передряги длятся, временно вольные руки будут обеспечены работой и зарплатой. А когда через пару лет кризис закончится, в Китае будут красивые дороги, дешевые квартиры и современные фабрики.
Китайские руководители уже признают, что экономические трудности в стране есть. Глава статистического ведомства Китая Чжу Хунжэнь заявил на днях, что наиболее чем 18% компаний в стране с годовым оборотом до $1 млн стали убыточными.
Вся китайская экономика выросла за девять месяцев на 9,9% - в прошедшем году было 15%. Вообщем, для хоть какой иной страны характеристики чрезвычайно солидные.
А скопленные Китаем ресурсы и твердая система управления экономикой дозволят обойти экономические трудности, считает управляющий Центра экономических и соц исследований Китая Института Далекого Востока РАН Андрей Островский. - На данный момент китайские руководители озабочены развитием внутреннего спроса, - говорит он. - Конкретно туда они собираются переориентировать оставшиеся без наружных рынков продукты.
Зато, ежели эти планы будут реализованы, уже через пару лет Китай сумеет потеснить США с первого места по размеру ВВП.
При всем этом чем ужаснее Америке, тем лучше Поднебесной.
- Ежели так пойдет далее, юань скоро станет мировой резервной валютой. Это настоящая перспектива году к 2012-му. На данный момент это еще легче представить, чем годом ранее, - предсказывает Островский.
Бразилия: к кризисам не привыкать Это наибольшая страна Латинской Америки с самой развитой экономикой на континенте. Ее отличительной индивидуальностью является чрезвычайно развитое внутреннее создание - оно обеспечивает 90% внутреннего спроса на промышленные продукты.
Как и Наша родина, Бразилия чрезвычайно богата полезными ископаемыми. Своей нефтью обеспечивает половину собственных потребностей, а остальную половину закрывает за счет этилового спирта.
Его гонят здесь же из местной кукурузы. Благодаря райскому климату и плодородным почвам продовольствием Бразилия тоже себя на сто процентов обеспечивает и с иными делится.
К примеру, мясом с Россией.
О авторитете местной валюты говорить пока не приходится.
Не дальше как в 1994 году современный бразильский реал пришел на замену прежнему крузадо.
Так что его история не дотягивает даже до возраста украинской гривны.
Как и Россию, этот американский рай здорово потрепало в мировом упадке 1997-1999 годов.
Бразильское правительство извлекло из этого свои уроки: накопило очень солидные золотовалютные резервы и провело банковскую реформу. По мнению заместителя директора Института Латинской Америки РАН Вадима Тепермана, на данный момент банковская система Бразилии является самой устойчивой посреди государств БРИК.
С начала года основной бразильский биржевой индекс Bovespa свалился на 22% - еще меньше, чем в остальных странах.
- Слабенькие места Бразилии сравнимы с нашими, - говорит ученый.
- Транспортная система не отвечает современным эталонам, это сказывается на стоимости продуктов. Существует резкая диспропорция меж отдельными регионами.
Сан-Паулу - просто Европа, а Амазония - полнейшая бедность. Тем более ни о каких особенных антикризисных мерах бразильское правительство пока не объявляло.
Правда, на всякий вариант власти снизили требования к резервированию и еще дали право двум наикрупнейшим госбанкам брать акции банков, испытывающих трудности с ликвидностью.
Индия: спокойствие, лишь спокойствие - Из-за текущего экономического кризиса наши темпы роста могут незначительно снизиться, но фундамент индийской экономики чрезвычайно прочен, - считает премьер-министр Индии Манмохан Сингх.
По его прогнозу экономика страны вырастет в 2009 году на 7-7,5% (в первом полугодии этого года - 7,9%). Но другие фундаментальные характеристики смотрятся слабо. Недостаток бюджета достиг $10,6 миллиардов, а инфляция - 13%. Потому посреди государств БРИК кризис больше всего может задеть конкретно Индию.
Это большая страна с популяцией в 1,1 миллиардов человек и единственная в мире, разбитая невидимыми, но неразрушимыми границами кастовой системы. - У меня меньший оптимизм по отношению к Индии, - сокрушается Андрей Островский.
- Там чрезвычайно много государственных доходов идет на прокорм тунеядцев, так как экономически активного населения чрезвычайно не достаточно.
Было много госпрограмм коренной модернизации общества, но богатые постоянно в итоге богатели, а бедные беднели.
Эта кастовая система разваливает практически все.
Ежели экспорт программного обеспечения и фармацевтических средств сократится, это станет государственной катастрофой.
Косвенным подтверждением этого темного прогноза может служить взлет числа самоубийств в стране.
С начала года покончили с собой уже 118 тыс.
индийцев.
Показательным стал вариант, когда из-за кризиса счеты с жизнью свела целая семья.
Семидесятилетний дедушка и его супруга приняли яд, а их дочь и отпрыск повесились. У членов данной семьи было 73 кредитных карты, кредиты на два кара и банковская ссуда на новейший бизнес.
Вообщем, власти страны полны оптимизма - никаких особых планов в стране нет. Пока Совет по определению мер по стимулированию роста экономики лишь решает, как они могут смотреться.
И лишь Центробанк постарался "закачать" доп средства в финансовую систему и в месяц снизил процентную ставку с 9% до 7,5%. Китайский автобан, бессмысленный и бесжалостный Андрей Реут Узнав, что Китай решил вложить сотки млрд в дороги, кто-то поразмыслит, что на данный момент там как у нас: одни направления. В действительности это совершенно не так.
Китайцы не 1-ый год строят современные трассы, и во почти все лакомые уголки страны вроде монастыря Шаолинь уже можно добраться по реальным автобанам. Но автобаны там, выскажемся так, специальные.
Пользуются ими в основном фермеры на повозках либо мопедах.
Едут неторопливо.
Км 20 в час.
Но автобан-то двухрядный, и все бы ничего, если б ехали они для себя тихонько в правом ряду и никому не мешали.
Но нет, в правом ряду небезопасно. Там просто можно влететь в кучу камешков.
Здесь дело вот в чем: китайские машинки, как понятно, нередко ломаются. Сломался на трассе - выставил символ.
Но это у нас.
В экономном Китае знаками машинки не комплектуют.
Там вообщем не принято заморачиваться с правилами. Направо из левого ряда либо через двойную сплошную на красноватый свет - это нормально.
Итак вот, сломавшись на трассе, китайцы традиционно заместо знака складывают кучу мусора, что на обочине соберут.
А позже как починятся - едут для себя расслабленно далее, мусор не трогают. И правда, кому он нужен?
В общем, езда по правому ряду чревата кучей камешков в радиаторе. А по левому - кучей китайцев на мопедах.
Вот и приходится на этих "автобанах" ездить со скоростью км 40-50 в час, отчаянно сигналя и наводя кошмар на мирных фермеров. Вообщем, это смущает лишь сумасшедших иностранцев, которые почему-либо считают, что на таковых трассах положено ехать под 150.
А обитатели Поднебесной никуда не спешат.
Поэтому не соображают: почему нам не нравятся китайские машинки?